COVID-19 и "черный" / "серый" списки ЕС

Автор: Аверьянова Вера, специалист по международному налогообложению, LL.M. 

Главное

5 июня 2020 года Группа кодекса поведения ЕС в области налогообложения (Code of Conduct Group, Business Taxation) выпустила отчет о прогрессе в проверке юрисдикций в рамках «черного» и «серого» списков ЕС, а также влиянии COVID-19 на работу СOCG. Позднее в июне были также опубликованы последние сводные обзоры по преференциальным налоговым режимам в ЕС и вне ЕС, на которые COCG делает ссылки в основном отчете.

Напомним, что в странах ЕС к юридическим лицам-резидентам юрисдикций, включенным в данные списки, могут применяться более высокие ставки налога у источника на выплаты пассивных доходов, специальные требования к документации (включая раскрытие информации по отдельным сделкам в соответствии с Директивой об административном сотрудничестве в области налогообложения «DAC6»), а также ряд других мер контроля и проверки как в налоговой, так и не налоговой сферах.

В отчете от 5 июня COCG рекомендовала Совету министров экономики и финансов стран ЕС (ECOFIN), собрание которого запланировано на 12 июня 2020 года, продлить ранее установленные сроки для завершения следующих процедур:

1. Проверка в отношении РФ, а также Мексики и Аргентины, которые были выбраны в 2019 г. в рамках расширения методов идентификации и оценки третьих стран (должна была завершиться к апрелю 2020 г.);

2. Проверка юрисдикций, в которых действуют режимы освобождения для доходов, полученных от иностранных источников (критерий 2.1);

3. Мониторинг внедрения страновой отчетности (CbCR) (критерий 3.2).

Учитывая ситуацию с COVID-19, предлагается предоставить отсрочку до тех пор, пока COCG не посчитает, что обстоятельства позволяют просить третьи страны принять обязательства для устранения соответствующих недостатков.

Было также решено рекомендовать ECOFIN отложить до середины 2021 года проверку подхода, используемого для выбора юрисдикций для целей мониторинга в 2020 году (Украина, Азербайджан, Гайана, Казахстан, Кувейт, Ливан, Молдова, Новая Зеландия); ранее оговоренный срок был до конца 2020 года.

На своем заседании 2 марта 2020 года COCG также рассмотрела вопрос об отмене режимов литовской холдинговой компании (LT008) и польских инвестиционной зоны (PL013) и режима условного вычета процентов (PL011), так как данный процесс все еще продолжается. Последующие шаги будут предприняты в ближайшие месяцы.

Следующее обновление списка юрисдикций, не сотрудничающих в налоговых вопросах, будет иметь место на заседании ECOFIN в октябре 2020 года, в частности, в отношении:

  • Исключения юрисдикций, которые выполнили свои обязательства;
  • Продления сроков проверки выполнения взятых обязательств юрисдикциями в «сером списке ЕС» в случае такой необходимости (в частности, по срокам, истекающим в конце августа 2020 года); и
  • Принятия во внимание оценки нового экспертного обзора Глобального форума в соответствии с критерием 1.2.

Совещание фискальных атташе от 26 мая 2020 года приняло к сведению тот факт, что некоторые юрисдикции допустили внесение изменений в отношении части требований к экономическому присутствию (критерий 2.2) на временной основе из-за ограничений, связанных с COVID-19. Конкретные юрисдикции в отчете не упомянуты, но на основе других общедоступных источников, для примера можно привести Каймановы острова, о. ДжерсиОАЭ. Европейская Комиссия связывается с соответствующими юрисдикциями для сбора информации и оценки нормативных актов или указаний, которые были выпущены по этому вопросу.

Напоследок, следует отметить, что Кодекс поведения по налогообложению бизнеса играет важную роль в регулировании недобросовестной налоговой конкуренции в ЕС. Ожидается, что в скором времени будут предложены идеи по реформированию данного Кодекса в рамках документа под названием «Communication on Tax Good Governance». Также в рамках данной работы планируется введение глобального минимального эффективного уровня налогообложения, с тем, чтобы дополнить меры плана ОЭСР BEPS.

Детали

1. Проверка в отношении РФ, Мексики и Аргентины

Подгруппа по внешним вопросам регулярно информировалась о ходе проверки России, Аргентины и Мексики на соответствие критериям ЕС, и окончательный технический отчет по каждой из этих юрисдикций был представлен COCG в начале ноября 2019 года. Однако, оказалось, что потребовалось дополнительное обсуждение этого вопроса в начале 2020 года. На совещании COCG в марте 2020 года Европейская Комиссия предложила отдельный подход к оценке, так называемых, элементов “ring-fencing” в инвестиционных/производственных режимах упомянутых стран (которые являются релевантными для данной проверки). COCG одобрила предложенный подход, и Комиссия пересмотрела и отправила три отчета соответственно. Завершение проверки, которая должна была состояться в апреле 2020 года, было отложено из-за ситуации с COVID-19. Группа продолжит эту работу под новым председательством Германии в Совете ЕС.

2. Завершение проверки юрисдикций, в которых действуют режимы освобождения для доходов, полученных из иностранных источников (критерий 2.1)

ECOFIN одобрил в октябре 2019 г. руководство по режимам освобождения от налогообложения для доходов, полученных от иностранных источников (FSIE) в рамках процедуры листинга (критерий 2.1). В этом руководстве признается, что режимы FSIE являются законным подходом для предотвращения двойного налогообложения, но также упоминаются элементы, которые могут быть потенциально злоупотребительными.

В декабре 2019 года Председатель COCG направил письмо в девять юрисдикций [в отчете не названы, но на основе предыдущих отчетов, представляется, что это Коста-Рика, Гонконг, Малайзия, Науру, Панама, Катар, Сингапур, Уругвай и Самоа], чтобы проинформировать их об идентификации такого режима. Европейская Комиссия (ЕК) подготовила вопросник для этих юрисдикций в феврале 2020 года с крайним сроком ответа 20 марта 2020 года. Режимы FSIE четырех других юрисдикций [также не упомянуты, но представляется, что это Ботсвана, Мальдивы, Намибия, Эсватини] уже были проверены в 2019 году, и диалог с двумя из них все еще продолжается. ЕК в настоящее время анализирует полученные ответы. Также были отправлены дополнительные вопросы, и ЕК находится в контакте с юрисдикциями для решения нерешенных вопросов.

Когда все вопросы будут разрешены, предварительные оценки будут представлены COCG для утверждения. 

3. Мониторинг внедрения страновой отчетности (CbCR) (критерий 3.2)

В 2019 году COCG согласовал общий подход к оценке соответствия критерию 3.2 в отношении внедрения страновой отчетности (CbCR), в частности для юрисдикций, которые присоединились к Inclusive Framework до конца 2017 года. Оценка будет состоять из двух основных элементов:

  • У юрисдикций должны быть договоренности (многостороннее или двустороннее соглашение с компетентным органом) для обмена отчетами CbCR со всеми государствами-членами, с которыми у них уже есть действующее международное соглашение (MAC или двустороннее налоговое соглашение DTC / TIEA, которое предусматривает автоматический обмен налоговой информацией) к концу 2019 г.
  • Юрисдикции должны получить положительные оценки в ходе экспертных обзоров в рамках фазы 3 Inclusive Framework, которые должны состояться во второй половине 2020 года.

Кроме того, было решено, что COCG проведет оценку на этой основе, как только отчет по экспертной оценке в рамках фазы 3 Inclusive Framework будет опубликован. Установлено, что юрисдикциям, которые не соответствуют требованиям, будет предложено принять обязательство выполнить требования позже к сроку, который все еще должен быть определен COCG. Тем не менее, выпуск отчетов по независимой экспертизе в рамках фазы 3 может в конечном итоге затянуться из-за ситуации с COVID-19 (запланирован изначально на сентябрь 2020 года).

4. Новый критерий 1.4 (бенефициарная собственность)

Критерии «листинга» ЕС, утвержденные ECOFIN в ноябре 2016 года (док. 14166/16), включали следующее положение: «1.4 Критерий будущего: ввиду инициативы по глобальному обмену информацией о бенефициарных собственниках данный аспект должен быть включен в будущем в качестве четвертого критерия прозрачности для процедуры проверки юрисдикций (screening)». Данный критерий предусматривается как дополнительный критерий эффективного налогового управления в ЕС (EU tax good governance).

На совещании 24 октября 2019 года COCG решила возобновить обсуждение критерия 1.4 в начале 2020 года на уровне подгрупп и рассмотреть, следует ли устанавливать отдельные требования прозрачности к бенефициарным собственникам в соответствии с критерием 2.2 или возможен комплексный подход в рамках критерия 1.4. Эти вопросы должны были обсуждаться на совещании подгруппы 20 марта 2020 года, но оно было отменено из-за кризиса COVID-19.

5. Влияние COVID-19 на требования экономического присутствия

Совещание фискальных атташе от 26 мая 2020 года приняло к сведению тот факт, что некоторые юрисдикции допустили внесение изменений для некоторых требований к экономическому присутствию (критерий 2.2) на временной основе из-за ограничений, связанных с COVID-19. Европейская Комиссия связывается с соответствующими юрисдикциями для сбора информации и оценки нормативных актов или указаний, которые были выпущены по этому вопросу.

COCG продолжит обсуждение в июле 2020 года, также в сотрудничестве с форумом ОЭСР по злоупотребительным налоговым режимам, с целью выпуска четких критериев. Последующие обсуждения по этому вопросу потребуются во время предстоящего председательства Германии в Совете ЕС.

6. Другие вопросы

На своем заседании 2 марта 2020 года COCG рассмотрела вопрос об отмене режимов литовской холдинговой компании (LT008) и польских инвестиционной зоны (PL013) и режима условного вычета процентов (PL011), так как процесс все еще продолжается. Последующие шаги будут предприняты в ближайшие месяцы.

7. Следующее обновление списка юрисдикций, не сотрудничающих в налоговых вопросах

В результате последнего пересмотра списка, который состоялся 18 февраля 2020 года, четыре юрисдикции (Каймановы острова, Сейшельские Острова, Палау, Панама) были добавлены в список, в то время как восемь юрисдикций остались (Американское Самоа, Фиджи, Гуам, Оман, Самоа, Тринидад и Тобаго, Виргинские острова США и Вануату), тем самым, увеличив общее число юрисдикций до двенадцати.

Следующий пересмотр «черного» и «серого» списков ЕС будет иметь место на заседании ECOFIN в октябре 2020 года, в частности, в отношении:

  • исключения юрисдикций, которые выполнили свои обязательства;
  • продления сроков проверки выполнения взятых обязательств в отношении юрисдикций в «сером списке ЕС»[1] при необходимости (в частности, по срокам, истекающим в конце августа 2020 года[2]); и
  • принятия во внимание оценки нового экспертного обзора Глобального форума по критерию 1.2.

Процесс «листинга» в рамках подготовки перечня юрисдикций, не сотрудничающих по налоговым вопросам, — это динамичный процесс, и учитывает, в частности:

  • постоянное выявление новых злоупотребительных преференциальных режимов / мер в соответствии с критериями 2.1 и 2.2;
  • возможное включение в анализ дополнительных юрисдикций с точки зрения географического положения;
  • установка соответствия со списком ОЭСР / G20, который включает юрисдикции, не сотрудничающие в налоговых вопросах; и
  • возможность проверки юрисдикций, которые включены в отдельный черный список ЕС в рамках борьбы с отмыванием денежных средств (AML)[3].

[1] По состоянию на 9 июня 2020 года «серый список ЕС» включает следующие юрисдикции: Ангилья, Австралия, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Иордания, Мальдивы, Монголия, Марокко, Намибия, Сент-Люсия, Тайланд, Турция, Эсватини.

[2] Среди прочего, обязательства для внесения изменений в режимы, которые были квалифицированы как приводящие к недобросовестной налоговой конкуренции, следующими юрисдикциями: Австралия, Марокко, Сент-Люсия, Намибия, Иордания; а также ряд других обязательств по обмену налоговой информацией и подписанию и ратификации Конвенции о взаимной административной помощи в налоговых вопросах, принятые другими юрисдикциями.

[3] С 1 октября 2020 года в ЕС будет применяться новый список из 20 юрисдикций, которые не отвечают международным критериям в области AML (но которые предоставили заверения о готовности принять необходимые меры в т.ч. совместно с FATF) : Афганистан, Багамы*, Барбадос*, Ботсвана*, Камбоджа*, Гана*, Ирак, Ямайка*, Маврикий*, Монголия*, Мьянмар*, Никарагуа*, Пакистан, Панама*, Сирия, Тринидад и Тобаго, Уганда, Вануату, Йемен, Зимбабве*; (*) Отмечены те двенадцать юрисдикций, которые были добавлены в список согласно п.1 Приложения к «Delegated Regulation (EU) 2016/167; Из предыдущей версии списка вычеркнуты: Босния и Герцеговина, Эфиопия, Гайана, Лаос, Шри-Ланка, Тунис).